Экзистенциализм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Экзистенциали́зм (от лат. exsistentia — существование), философия существования — философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.



Эту статью необходимо викифицировать.

Пожалуйста, отформатируйте её согласно общим правилам и указаниям.

[править]

История и представители

В России экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны 1914—18:



Л. Шестов

Н. А. Бердяев

В Германии экзистенциализм возник после 1-й мировой войны:



М. Хайдеггер

К. Ясперс

М. Бубер

Нашел своих последователей в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции:



Ж. П. Сартр

Г. Марсель

М. Мерло-Понти

А. Камю

С. де Бовуар

В 40-50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах: Италия:



Э. Кастелли

Н. Аббаньяно

Э. Пачи

Испания:



Х. Ортега-и-Гасет (относительно близок)

В США в 60-е гг. идеи экзистенциализма популяризировали



У. Лоури

У. Баррет

Дж. Эди

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: Французский персонализм:



Э. Мунье

М. Недонсель

Ж. Лакруа

В немецком протестантизме Диалектическая теология:



К. Барт

П. Тиллих

Р. Бультман

Своими предшественниками экзистенциалисты считают:



Б. Паскаля

С. Кьеркегора

М. де Унамуно

Ф. М. Достоевского

Ф. Ницше.

На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.



[править]

Содержание учения

Расходясь с традицией европейского рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно экзистенциализму, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания ее структуры многие представители экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность.





Экзистенция «открыта», она направлена на другое, становящееся ее центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.





Определяя экзистенцию через ее конечность, экзистенциализм толкует последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. В отличие от физического времени — чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это — эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историчность и ситуационность экзистенции — модусы ее конечности.



Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.





Категории: Статьи для викификации | Экзистенциализм